Мозговая дисфункция или синдром дефицита внимания и гиперактивность
Мозговая дисфункция или, как её чаще называют, минимальная мозговая дисфункция, как правило, уходит корнями в раннее детство. Это сравнительно лёгкое нарушение обучения и поведения связывают со страданием нервной системы ещё в перинатальный период развития или как следствие родовой травмы. Минимальная мозговая дисфункция отмечается более чем у 20% детей школьного возраста и, если пустить всё на самотёк, то ребёнка (а потом и взрослого) ожидают серьёзные проблемы с обучаемостью, социальной адаптацией, возможно развитие психосоматических расстройств.
СимптомыПроявлений минимальной мозговой дисфункции множество, среди них:
- лёгкие нарушения моторной функции, неловкость
- чрезмерная и неукротимая подвижность (не может усидеть на месте, ёрзает)
- дефицит произвольного внимания
- импульсивность (невозможность остановить свои побуждения
- раздражительность
- быстрая смена настроений
- нарушение обучаемости и т.д.
Последствия мозговой дисфункции наверняка очевидны всем родителям деток с этим нарушением:
- проблемы с учёбой в школе
- сложности с социальной адаптацией
- нарушения личностного развития (неуверенность, пессимизм, агрессивность)
- вегетососудистые дистонии
- во взрослом возрасте – социальная неадекватность (низкий профессиональный уровень, частая смена работы, развод, алкоголизм, употребление наркотиков, психические болезни).
Основными направлениями в лечении мозговых дисфункций традиционно считают:
- направленную двигательную активность. Её суть – в тренировке координации и ловкости.
- методики психологической и педагогической коррекции. Чёткий режим, ограничение просмотра телепередач и игры за компьютером, «позитивная модель» в общении с ребёнком – поощрения и похвала и многое другое.
- назначение лекарственных препаратов – прерогатива врача. Никакое самолечение (даже по хорошим отзывам) недопустимо, ведь речь идёт о мозге ребёнка! Только врач может учесть все противопоказания и побочные эффекты, адекватно оценить пользу и риск. Медикаментозные средства для лечения мозговых дисфункций у детей бывают нескольких групп: стимуляторы ЦНС, ноотропные препараты, трициклические антидепрессанты. Цель терапии: стимуляция нейромедиаторных процессов и высших психических функций мозга.
К сожалению, на данный момент результаты этих основных лечебных подходов нельзя считать слишком обнадёживающими. Врачи и родители всё ещё в поисках более эффективных методов коррекции мозговой дисфункции у детей.
Как подтвердить диагнозУстановить диагноз минимальной мозговой дисфункции позволяют специальные тесты, проводимые врачом-неврологом или детским психиатром.
К числу эффективных методов аппаратной диагностики можно отнести МРТ или КТ. В ряде случаев врач может назначить также рентгенографическое исследование, допплерометрию сосудов головы, УЗИ шеи, электроэнцефалограмму.
Лечение у насСчитается, что мозговая дисфункция проявляется ещё в раннем детстве и в большинстве случаев является остаточным проявлением минимального повреждения мозга. Чаще всего это самое повреждение возникает вследствие родовой травмы (гипоксия, повреждение шейного отдела позвоночника, использование акушерских щипцов, стимуляция родов и пр.).
Незначительное, на первый взгляд, повреждение мозга или питающих его сосудов со временем нарастает как снежный ком, приводя к проблемам физического и интеллектуального развития, не говоря уже о нарушениях поведения. Во взрослом возрасте минимальная мозговая дисфункция может «аукнуться» развитием психосоматических заболеваний.
Как же действовать любящим родителям в этой непростой ситуации? Конечно, раннее обращение к врачу-остеопату (как это принято на Западе) позволяет вовремя и довольно быстро скорректировать последствия родовой травмы. В арсенале врача-остеопата тысячи техник, позволяющих очень мягко и деликатно воздействуя на организм ребёнка исправлять все, даже едва уловимые, неполадки в работе. Он проведёт тщательную диагностику и сможет наладить нормальное кровоснабжение мозга (безмедикаментозно!), свободный ток ликвора, поработает над костями черепа, исправит смещения позвонков.
Как правило, после манипуляций остеопата у деток, в зависимости от возраста, значительно улучшается сон, они становятся спокойней и внимательней, повышается обучаемость и постепенно исчезают все признаки мозговой дисфункции.